Страна авто

Как это ни странно, дорожное движение в Саппоро не назовешь очень интенсивным для такого большого города. Возможно, это связано с хорошей регулировкой автопотоков и наличием большого числа проезжих улиц. Запах выхлопных газов почти не ощущается. Только, если большой грузовик или автобус проедет мимо, то от него останется облачко черного дыма.

Правила проезда на перекрестке немного отличаются от наших тем, что у японских светофоров почти не бывает стрелок, разрешающих проезд направо-налево. Автомобиль, которому горит зеленый по главной магистрали, может повернуть на боковую улицу при отсутствии пешеходов или велосипедистов на переходе. В противном случае он должен их пропустить и только потом ехать. Эти правила я не сразу уяснил и еще по дороге из аэропорта пытался говорить моему профессору, что, мол, не нужно поворачивать - для пешеходов то зеленый горит...

Как известно, покупка авто в Японии не проблема, особенно, поддержанного. "Used cars" самых различных марок и характеристик выставлены на стоянках по всему городу. Изобилие на рынке вторичных автомашин объясняется в целом двумя причинами. Первая, это то что Япония, собственно, лидер по автопроизводству, и вторая, более существенная, политика страхования автомобилей. На пятый год после покупки автомобиля необходимо внести очередной довольно крупный страховой взнос, поэтому многие японцы предпочитают обменять свой автомобиль на новую машину. Скажу еще, что приобретение водительских прав в Японии - дорогое удовольствие и может обойтись от двух до трех тысяч долларов, так что приезжим водителям лучше иметь с собой права международного образца, которые здесь действительны в течение года.

Заправка автомобиля в Японии представляет собой прямо целый ритуал. Когда автомобиль въезжает на автозаправку, то целая команда приветствует его поклонами. Дальше дело делается быстро и четко. По окончании обслуживания один из рабочих автозаправки выходит на проезжую часть, чтобы посмотреть - не едет ли кто по дороге. И только убедившись в отсутствии близкого движения, он дает знак рукой, что можно ехать. Выезд клиента снова сопровождается обязательными поклонами всего коллектива и словами "Аригато годзаимас", что означает "спасибо". Примерно чем-то похожим занимается и, так называемая, дорожная полиция. Во время общественных праздников, ремонтов дорог и любых городских событий люди в форме со светящимися жезлами, обвешанные красными лампочками, знай занимаются себе регулировкой: кому, когда и куда ехать. И все это тоже очень вежливо (пусть в ГАИ перенимают опытJ) со словами типа "Проезжайте туда, пожалуйста" и с обязательными поклонами или кивками.

Все остальное, наверное, везде как "у них там". Про то, что дороги здесь очень хорошие, а японцы ездят осторожно и аккуратно, наверное, и говорить излишне. За все время я еще ни разу не видел ДТП. Все трассы раскрашены белой и желтой краской, а на опасных поворотах и выездах стоят зеркала, показывающие часть дороги за поворотом, скрытую от глаза. Впрочем, есть в Японии байк-рокеры, которые с отключенным глушителем носятся на больших скоростях по ночному Саппоро. Благо ездить им есть на чем, мотоциклы последних моделей "Ямаха", "Хонда" - вот они, все здесь...