Отаку Фестиваль

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Отаку Фестиваль » Япония » Средства массовой информаци


Средства массовой информаци

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Газеты 

Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом : на вершине пирамиды располагаются колоссальные общенациональные газетные организации, являющиеся на самом деле медиа - корпорациями в широчайшем значении этого слова и публикующие либо утренние, либо вечерние выпуски своих газет, либо и те, и другие. В дополнение к продукции ведущих медиа - корпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого "общего интереса", в стране имеется множество локальных и специализированных газет, которые "обслуживают" диверсифицированные интересы самого грамотного в мире общества.

Первые японские газеты - каварабан - появились в Осака в начале XVII в. От газетных изданий европейского типа они отличались тем, что каждый выпуск каварабан имел свое название и посвящался какому - либо конкретному событию. Текст таких газет гравировался на мягкой глине, которую затем обжигали, и печатался с полученной формы как с гравировальной доски.С момента появления каварабан до зарождения в Японии в XIX в. газетного дела в подлинном значении этого слова прошло более двухсот лет. Сначала в стране издавались просто переводы иностранных газет. Позже иностранцы, проживавшие в Иокогама, перешли на выпуск собственных газет, которые публиковали не только зарубежную информацию, но и местные новости. Появление этих газет и ввоз в Японию образцов европейской печатной техники способствовали развитию "доморощенной" японской прессы.

Первой современной газетой была "Nagasaki Shipping List and Advertizer", выходившая дважды в неделю с 1861 г. под редакцией англичанина А.У.Хэнсарда в Нагасаки. В 1862 г. сёгунат Токугава приступил к изданию газеты "Кампан Батабиа Симбун", являвшейся переводным и повторно отредактированным вариантом газеты "Javasche Courant" - органа голландского правительства в Индонезии. Обе эти газеты содержали только зарубежную информацию. Газеты, сообщавшие местные новости, были основаны японцами в Эдо (ныне Токио), Осака, Киото и Нагасаки в 1868 г. Газета "Тюгай симбун", основанная Янагава Сюнсан, бывшая типичной для публикаций стартового периода и послужившая моделью для более поздних изданий, помещала на своих страницах как местные новости, так и сокращенные переводы из зарубежных газет. Первая японская ежедневная газета - "Ёкохама Майнити Симбун" - начала выходить в 1871 г. Газеты "Токё нити нити симбун" (предшественница "Майнити симбун"), "Юбин хоти симбун" (предшественница "Хоти симбун") и старейшая из существующих до сих пор местных газет - "Котю симбун" (предшественница "Яманаси нити нити симбун") стали печататься в 1872 г.

К большинству тогдашних газет относились как к "политическим форумам", поскольку они настаивали на учреждении национального парламента и публиковали политические взгляды участников "Движения за свободу и народные права" (Дзию минкэн ундо). Но после создания парламента газеты, по существу, трансформировались в органы только что сформированных политических партий. Газеты эти именовались "большими газетами" (осимбун). Наряду с ними имелись "малые газеты" (косимбун) - весьма популярные издания, публиковавшие местные новости, истории, представлявшие интерес для широких кругов общественности, и легкую беллетристику. Типичным примером в данном случае может служить газета "Ёмиури симбун", начавшая выходить в 1874 г. В конце 70 -х - начале 80 - х годов, частично из - за провала "больших газет", обусловленного сильнейшим прессингом со стороны правительства, в стране одна за другой стали выходить все новые и новые, неангажированные газеты, публиковавшие беспристрастную информацию. В 1879 г. в Осака была основана газета "Асахи симбун", а в 1882 г. - "Дзидзи симпо" в Токио. Начало 90 - х годов ознаменовалось созданием информационных агентств. Резкое увеличение тиражей, сделавшееся в 90 - е годы возможным вследствие широкого использования ротационных машин, а также рост рекламного дела превратили газеты в крупные коммерческие предприятия.

Когда Кантоское землетрясение 1923 г. разрушило большую часть Токио, "Асахи симбун" и "Майнити симбун", базировавшиеся в Осака, буквально за ночь стали крупнейшими общенациональными газетами, практически господствовавшими над всей газетной индустрией. "Асахи симбун" сохраняет за собой преимущественное положение и поныне.

Деятельность японских газет по формированию общественного мнения постепенно свертывалась, ибо они все больше интересовались извлечением прибыли и были вынуждены реагировать на запросы куда более широкой аудитории, чем прежде. Мощное давление со стороны властей и военных кругов лишало газеты возможностей проведения твердой редакционной политики. С началом японо - китайской войны в 1937 г. пресса была поставлена под абсолютный правительственный контроль и находилась в этом незавидном положении вплоть до окончания Второй мировой войны. Снабжение газетной бумагой подверглось строгому рационированию, и многим газетам пришлось слиться. Число их сократилось с 848 в 1939 г. до 54 в 1942 г.

Свободная конкуренция газет возродилась после отмены регламентаций военного времени, проведенной американской оккупационной администрацией, и снятия контроля над газетной бумагой в 1951 г. Система утренних и вечерних выпусков одной и той же газеты, которая была приостановлена, также восстановилась, и ведущие газеты начали печатать местные издания, что еще больше обострило конкуренцию между ними. Послевоенная популярность еженедельных журналов, юмористических журналов и телевидения вынудила большинство ведущих газет сконцентрироваться на новостях и рекламе. Как это имело место и в других странах, прогресс радио и телевидения лишил японские газеты их преимуществ по части мгновенного отклика на происходящие события и заставил обратиться к аналитическим статьям и комментариям новостей. В конце 70 - х и на протяжении 80 - х годов японские газеты неуклонно повышали техническую эффективность своих операций посредством их полной компьютеризации, включая передачу репортажей, редактирование, набор и печатание, и использования спутниковой коммуникации.

Общий тираж ежедневных японских газет превышает 55 млн. экземпляров. Почти 600 экземпляров приходится на 1000 человек населения. Общенациональные газеты сосредоточивают в своих руках 88,5% тиража, спортивные - 11,5%, утренние - 57%, вечерние - 4%, а публикующие утренние и вечерние издания - 39%. Пятью крупнейшими ежедневными газетами (в порядке убывания тиражей) являются : "Ёмиури симбун", "Асахи симбун", "Майнити симбун", "Нихон кэйдзай симбун" и "Санкэй симбун", входящие в десятку ведущих газет мира. Объем каждой из газет, принадлежащих к первой тройке, - 24 полосы утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8 - 16 полос вечером (до 4 выпусков со сменными полосами). Поддерживая свои общенациональные сети доставки выпусков на дом читателям, пятерка главных газет монополизирует более 53% суммарного тиража. Почти десятимиллионные утренние тиражи "Ёмиури симбун" и "Асахи симбун" пользуются особой популярностью в крупных городах типа Токио и Осака и их окрестностях. Многие префектурные газеты держат под своим контролем более 50% газетного тиража в местах издания.

На первых порах продажа японских газет осуществлялась на основе консигнационной отправки в магазины. Однако редакция газеты "Токё нити нити симбун" инициировала систему доставки выпусков на дом читателям, которая была быстро воспринята и другими газетами. В 1903 г. газета "Хоти симбун" учредила эксклюзивное дилерство для доставки только собственного издания в масштабах всей страны. При этом дилеры отвечали не только за поступление газеты читателям, но и за подписку на нее. Известия о значительном увеличении тиража "Хоти симбун" в результате этого мероприятия побудили и другие газеты к созданию собственных дилерств, и их монопольная система окончательно сложилась в 1930 г. Нельзя в связи с этим не отметить, что и в наши дни удельный вес розничной продажи газет ничтожно мал. 93% тиража ежедневных газет (и 99% пяти главных из них) доходит до читателей не через киоски, а через специальную службу доставки, создаваемую каждой газетной компанией на местах. Таким образом, между газетой и подписчиком никто не стоит - "своя" газета сама приходит на дом, и это укрепляет у читателя ощущение прямого контакта с ней. Этим же обстоятельством во многом объясняется чрезвычайно сильное влияние газет на массовое сознание японцев, их важная роль в формировании общественного мнения. Характерно, что основная читательская аудитория "Ёмиури симбун", "Асахи симбун" и "Майнити симбун" (43 - 50%) состоит из самостоятельных хозяев, служащих среднего уровня и высококвалифицированных рабочих. Заметная доля (12 - 25%) приходится на категорию управляющих. Среди читателей этих газет весьма много (30 - 40%) мелких служащих, рабочих средней квалификации, а также крестьян.

2

Журналы 

С того времени, как вслед за реставрацией Мэйдзи в 1868 г. в Японии появились первые журналы, периодические издания этого вида всегда играли важную, независимую роль в процессе создания идейной атмосферы и формирования поведенческих установок. История японских журналов может быть разделена на три этапа : 1) появление в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) первых журналов со своими собственными точками зрения на экономические, политические и социальные проблемы страны и апеллировавших к широкой читательской аудитории ; 2) рост удельного веса журналов чисто коммерческого толка в эпоху Тайсё (1912 - 1926) и начальные годы эпохи Сёва (1926 - 1989) и 3) послевоенный период, отмеченный превращением журналов в один из видов массовых коммуникаций.

Первым периодическим изданием в Японии, название которого содержало слово дзасси (буквально - "разнообразные писания") в современном смысле термина "журнал", был "Сэйё дзасси" ("Западный журнал"). Он появился в 1867 г. с Янагава Сюнсан на посту главного редактора. В журнале помещались, главным образом, переводы из голландских периодических изданий. Тогда же было основано и несколько других журналов, но довольно скоро выпуск их прекратился вследствие жесткого правительственного контроля над свободой прессы.

Тем не менее в последующие десятилетия журналы с ярко выраженным мнением в отношении различных злободневных вопросов, возбуждавших общественный интерес, стали выходить один за другим. В 1887 г. Токутоми Сохо, лидер группы Минъюся, основал журнал "Кокумин - но томо" ("Друг народа"), положивший начало жанру сого дзасси ("журналы общего интереса"). Издательство "Хакубункан" начало в 1895 г. выпуск журнала "Тайё" ("Солнце"), в котором был выработан стандартный формат этого жанра. В том же году движение за всеобщую умеренность приступило к изданию журнала "Хансэйкай дзасси" ("Журнал самоизучающего общества"). В 1899 г. его переименовали в "Тюокорон" ("Центральное обозрение"), который внедрил новые нормы редакторской практики. Что касается мира беллетристики, то группа литераторов "Кэнъюся", возглавлявшаяся Одзаки Коё, учредила первый японский литературный журнал "Гаракута бунко" ("Библиотека обрывков и отрезков").

Годы эпохи Тайсё были ознаменованы стартом интенсивной конкуренции между журналами в таких сферах, как развлекательность, искусство, женская тематика и интересы детей. 20 - е годы явились свидетелями всеобщей коммерциализации журнального дела. Высокую активность на этом поприще проявил основанный компанией "Коданся" еще в 1911 г. "Кодан курабу" ("Клуб историй"). В разгар так называемого движения за демократию эпохи Тайсё Ямамото Санэхико начал публикацию журнала "Кайдзо" ("Реконструкция"). Журнал "Бунгэй сюндзю" ("Литературные анналы"), который начал издавать Кикути Кан в 1923 г., специализировался на культивировании литературных талантов. "Коданся" публиковала и журнал "Кингу" ("Король"), предлагавший читателям сериалы художественных произведений, моралистические истории и практически нужную информацию.

С переходом Японии на экспансионистский курс и ростом влияния военных на политику в стране стали усиливаться ограничения свободы слова. От журналов потребовали проведения ультра - патриотической линии, а тех, кто занимал критические позиции в отношении властей (к примеру, "Тюокорон" и "Кайдзо"), лишили права на выход в свет.

После окончания Второй мировой войны издание журналов "Тюокорон", "Бунгэй сюндзю" и "Кайдзо" возобновилось, и в дополнение к ним появились многие другие публикации в жанре сого дзасси. Учреждение журналов "Ору ёмимоно" ("Все читаемое",1945 г.) и "Сёсэцу синтё" ("Новые течения в мире повестей", 1947 г.) обозначило собой факт возникновения журнального типа, концентрирующегося на легкой беллетристике с упором на развлекательность. Для описания чтива подобного рода был даже сформулирован особый термин - тюкан сёсэцу ("художественная литература для не слишком взыскательных читателей").

Но самым значительным событием в издательском мире явился неожиданный и взрывной рост еженедельных журналов. Такие из них, как "Сюкан ёмиури", "Сюкан Токё" и "Сюкан санкэй", публиковавшиеся соответствующими газетными компаниями, завоевали популярность благодаря отходу от сдержанных и строго придерживающихся сухих фактов репортажей, которые помещались в ежемесячных журналах сого дзасси, и обыгрыванию, так сказать, "человеческих аспектов" тех или иных событий. С начала 70 - х годов число читателей еженедельных журналов резко возросло, и они стали быстро специализироваться, ориентируясь на самые различные аудитории. Пышным цветом расцвели, в частности, еженедельники для женщин. Число их давно перевалило за шестьдесят и включает "Ан - ан " и "Нон - но", диктующих моду вот уже более тридцати лет, "Куровассан" ("Пирожок"), "Мор" ("Еще"), и "Уив" ("С тобой"), нацеленных на женщин в возрасте от 20 до 40 лет, а также "Катэй гахо" ("Семья в иллюстрациях") и "Сюфу - но томо" ("Друг домохозяйки"), рассчитанных на женщин более старших возрастов. Немало еженедельников видят свою миссию в обслуживании мужской клиентуры. Весьма популярными среди них являются глашатаи моды "Мэнз нон - но" ("Нон - но для мужчин") и "Чекмэйт" ("Шах и мат"), а также "Попай" ("С широко раскрытыми глазами") и "Хотдог пресс" ("Бутербродная пресса"), формирующие вкусы и интересы молодежного рынка.

По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 млрд. экземпляров, подразделяются на (%) : детские (27), популярные (17), для семьи (9,1), женские журналы общего назначения (7,2) и т.д., а еженедельники с суммарным тиражом в почти 2 млрд. экземпляров на : журналы общего назначения (31), популярные (28), детские (25), женские (15) и т.д. Ежемесячные журналы классифицируются и по иным признакам. Так, одну их категорию образуют "высоколобые" журналы для образованного читателя с разносторонними, преимущественно гуманитарными интересами ("Тюокорон", "Бунгэй сюндзю", "Сёкун" и др.). Это - подчеркнуто "серьезное" чтение, потому что на страницах этих журналов, как правило, выступают видные политики, ученые, писатели. Другая важная, куда более многочисленная и популярная категория - "полезные" журналы, посвященные компьютерам, поиску работы, домашнему хозяйству, кулинарии, отдыху и т.д. Сюда же относятся многочисленные журналы, посвященные бейсболу, гольфу, автомобилям и эротике. Наконец, имеется и еще одна категория журналов, которую можно условно назвать "сенсационной" или "скандальной". Здесь любимые темы - финансовые махинации и взятки, а также личная жизнь знаменитостей.

Количество журналов, преимущественно ежемесячных, меняется постоянно. Так, в 1989 г. началась публикация 112 новых журналов, а издание 56 прекратилось. Соответствующие показатели для 1994 г. равнялись 157 и 120, для 1995 г. - 202 и 130.

3

Радио 

Первые радиопередачи в режиме амплитудной модуляции начались в Японии в 1925 г. силами компании NHK, а первые коммерческие радиостанции, работавшие в том же режиме, появились в Нагоя и Осака в 1951 г. К середине 50 - х годов коммерческие радиостанции вели передачи на всю страну. Радио быстро сделалось самым популярным "развлекательным" средством массовой информации для японских семей, которых особенно привлекали радиоспектакли драматического и юмористического содержания, эстрадные концерты, спортивные репортажи в прямом эфире и образовательные программы.

Стремительное распространение телевидения в конце 50 - х годов вызвало падение интереса к радиовещанию у массы слушателей. С целью вернуть себе былую аудиторию радиостанции разработали и освоили так называемые программы "общего интереса" в прямом эфире, а также программы с телефонными звонками слушателей ведущим радиопередач. Программы эти использовали такие преимущества радиовещания, как характерные для него непосредственность, мобильность, способность оперативного освещения неожиданных и быстро развивающихся событий.

К концу 60 - х годов радиостанции вернули себе многие из утраченных ранее позиций, причем выдающуюся роль в этом "втором пришествии" сыграла осуществленная ими "сегментация аудитории". Программы стали адресоваться весьма и весьма специфическим представителям огромной армии слушателей в соответствии с господствовавшими тенденциями отхода от общесемейного, коллективного прослушивания к индивидуальному, к первоочередному учету личных предпочтений, доставляющих удовольствие от тех или иных передач. В качестве примера можно упомянуть о послеполуночных программах для молодежи. "Сегментация аудитории" заложила основы формата радиопрограмм, который продолжает использоваться вплоть до настоящего времени.

Радиостанции, работающие в режиме частотной модуляции, приступили к передачам в 1969 г. Они сфокусировались, главным образом, на составлении музыкальных программ для молодежи, в максимально возможной степени используя такие свои преимущества, как высокое качество звука и стерео - звучание. Наряду с увеличением количества радиостанций, работающих в режиме частотной модуляции, радиокомпании активно внедряют спутниковые передачи в режиме импульсно - кодовой модуляции, а также мультиплексные передачи. В настоящее время в Японии функционируют примерно 100 радиостанций.

4

Телевидение 

Телепередачи в Японии начала в 1953 г. государственная телерадиовещательная корпорация "Ниппон хосо кёкай" (NHK).Телевизоры с черно - белым изображением быстро распространились в стране в 1959 г., причем этот процесс подстегнула свадьба нынешних императора и императрицы. Сбыт телевизоров с цветным изображением резко увеличился во время Токийских олимпийских игр в 1964 г., и к середине 70 - х годов они практически вытеснили телевизоры с черно - белым изображением. На первых порах телевизору принадлежало почетное место в домах японцев. Они служили своего рода магнитами, вокруг которых собирались все члены семьи. Однако по мере диверсификации жизненных стилей и увеличения числа телевизоров в расчете на одно домашнее хозяйство до двух и трех просмотр телепрограмм стал все больше приобретать индивидуальный характер. Реагируя на этот сдвиг, авторы телепрограмм постарались приспосабливать их к интересам и вкусам специфических возрастных групп зрителей. Так, учет потребностей молодежи привел к организации послеполуночных передач с включением не только информационно ориентированных программ, но и кинофильмов, дебатов на различные темы и т.п.

В настоящее время средний японец проводит у домашнего телевизора по 3 часа 32 минуты в рабочие дни и до четырех часов в выходные. Чем старше человек, тем больше времени проводит он у телевизора, а 36% японцев ежедневно смотрят телевизор по четыре и более часов. При этом 20% чувствуют себя одиноко и неуютно без включенного телевизора, 37% зрителей смотрят телевизор в одиночестве, 79% предпочитают определенные телепередачи в определенное время, а при выборе программ 60% руководствуются информацией, почерпнутой из газет. Телепередачи в районе Токио ведутся по семи обычным и десяткам спутниковых каналов. В любой точке страны можно принимать как минимум три программы. Сегодня в Японии насчитывается около 800 телевизионных сетей с 33,5 млн. подписчиков.

Система японского телерадиовещания состоит из упоминавшейся корпорации NHK и коммерческих компаний. Если единственный источник финансирования NHK - ежемесячная плата абонентов, то коммерческие телекомпании существуют за счет доходов от рекламы (кстати, японское телевидение - мощное средство рекламы, на него приходится примерно 30% общих рекламных расходов в стране). NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвленную сеть зарубежного телерадиовещания.

По состоянию на начал XXI в., в Японии имелось 132 коммерческих телекомпании. Пятерка ведущих находится в Токио. Она осуществляет вещание на всю страну и руководит деятельностью других компаний. В состав пятерки входят : NTV (первая коммерческая студия, начавшая работу в августе 1953 г. ; с ней сотрудничают 30 телестанций ; имеет филиал в Москве ; основной владелец акций - концерн "Ёмиури") ; TBS (ведет радиопередачи с 1951 г. и телепередачи - с 1965 г. ; в ее сеть входят 28 телевещательных компаний) ; TV Tokyo (функционирует с 1959 г., объединяя 5 телестанций) ; FT (основана в 1959 г. , является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии ; в системе ее вещания - 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 млн. человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей ; начиная с 1997 г. это один из лидеров в производстве и развитии цифрового вещания ; в 1998 и 1999 гг. FT начала телевешание по двум новым спутниковым каналам. В FT входит компания "Fuji Pony", специализирующаяся на видеопродукции) ; TV Asahi (появилась в 1959 г. ; в ее сеть входят 22 телестанции местного и 20 - зарубежного вещания ; профилирующим видом деятельности TV Asahi является предоставление информационных программ).

Структура программ NHK и коммерческих телерадиовещательных компаний несколько отличаются друг от друга. Так, еженедельное распределение эфирного времени на телевизионных каналах NHK выглядит следующим образом : информационные программы - 44,1%, развлекательные программы - 20,1%, культурные программы - 24,9% и образовательные программы - 10,9%. А вот соответствующие показатели для коммерческих телеканалов : развлекательные программы - 38,8%, культурные программы - 25,1%, информационные программы - 20,6%, образовательные программы - 12,1%, реклама - 2,3% и прочие - 1,1%.

Судя по итогам опросов телезрителей, самыми популярными у них телепрограммами являются следующие (каждый респондент мог называть несколько полюбившихся ему программ) : информационные программы (72%), прогноз погоды (56%), телеспектакли (48%), спортивные программы (38%), музыкальные программы (36%), культурные программы - природа, история, путешествия (30%), эстрадные концерты (29%), политические, экономические и социальные программы (24%), ток - шоу (22%), кинофильмы (20%), программы типа "Сделай сам" (19%), шуточные викторины (17%), юмористические программы (14%), образовательные программы (12%) и мультфильмы (9%).

Появление новых технологий открывает возможности создания неведомых прежде форм телерадиовещания. Например, наблюдается внушительный прогресс в области спутникового и цифрового телевидения, а также "телевидения высокой четкости" (Hi - Vision) и кабельного телевидения (CATV). Спутниковое телевещание через специальные спутники в аналоговом стандарте BSAT - 1a появилось в апреле 1997 г. и ныне осуществляется тремя каналами : NHK BS Channel 1, NHK BS Channel 2 b WOWOW (первый частный спутниковый канал). Число подписчиков обоих каналов NHK превышает 10 млн., а канала WOWOW - 2,5 млн. С октября 1997 г. 8 телекомпаний ежедневно в течение 17 часов ведут телевещание в стандарте Hi - Vision, известном высоким качеством видеоряда и звука. В декабре 2000 г. было начато вещание в стандарте Hi - Vision с помощью спутника BS в новом цифровом формате BSAT - 2a. Шесть из семи существующих каналов принадлежат NHK. CATV стало реальным соперником традиционного телевидения. Первоначально оно было введено главным образом в помощь жителям ряда районов, где вследствие топографических причин прием телесигналов оказывался невозможным. В начале 90 - х годов в крупных центрах появилось городское CATV, которое способно предоставлять десятки каналов (в начале XXI в. их было 74). Число подписчиков кабельного телевидения увеличилось с 4,6 млн. в мае 1997 г. до более 17 млн. в 2002 г. Внедрение передовых технологий обещает значительно расширить возможности телевидения и повысить степень удовлетворенности им в среде телезрителей.


Вы здесь » Отаку Фестиваль » Япония » Средства массовой информаци